Главная Блог Зачем нужен дирижер?

Зачем нужен дирижер?

Все мы слышали о такой профессии, как дирижер. «Из всех видов музыкального исполнительства ничто не выглядит более легким, чем искусство дирижера», — говорил Шарль Мюнш. И он прав. Со стороны дирижер выглядит, как абсолютный бездельник, машущий руками перед целым оркестром.

Профессии дирижера до 19 века и не было. Его обязанности исполняли первый скрипач или клавесинист, которые отстукивали такты для того, чтобы оркестр играл слаженно. Но постепенно музыка становилась сложнее, и исполнять две роли одновременно оказалось затруднительно. И вот тогда на сцену вышел дирижер.

На самом деле, дирижер (от фр. diriger — управлять, направлять, руководить) – это не только исполнитель, но и организатор, идейный руководитель и, конечно же, педагог.

Дирижер – это тот, кто объединяет множество инструментов - в один, и множество звуков – в единую музыкальную ткань. Он «переводит» огромные музыкальные произведения с языка нот в язык звуков. Дирижеру просто необходимо обладать прекрасным слухом, чувством ритма и музыкальной памятью.

Функцию дирижера можно сравнить с режиссурой. Дирижер – это человек, который выводит на концертную эстраду музыкальных персонажей, родившихся в воображении композиторов. Человек, который делает музыку яркой, ощутимой, осязаемой. Человек, который вкладывает душу в музыку, вдохновляет весь оркестр, а за ним – и весь концертный зал.

Как же ему удается такая сложная работа – подчинить себе эмоции, чувства, мысли стольких людей одновременно? Для этого существует особый язык – язык мимики и жестов, при помощи которого дирижер общается с оркестром. С помощью специальных жестов, движений корпуса и мимики дирижер показывает оркестру метрическую сетку (такт), динамику (силу звучания), штрихи (способ исполнения), время вступления и снятия каждой партии и темп музыки. Кроме того, дирижёр указывает характер исполнения музыки как для оркестра в целом, так и для отдельных его групп и участников. Но все это можно отнести к вопросу «как играть».

А вот ответ на вопрос «что играть?» каждый дирижер ищет для себя сам. Порой – в течение долгих лет. Дело в том, что каждое музыкальное произведение можно исполнить по-разному. Это называется «интерпретацией». И одна и та же симфония Чайковского не может прозвучать одинаково не только у разных дирижеров, но и дважды у одного и того же руководителя оркестра. А все потому, что ощущение музыки, отношение к ней меняется со временем. И вроде бы ноты – те же, штрихи и динамика – тоже не изменились. Но через десять лет чувствуешь музыку, как и саму жизнь, – уже иначе. И исполняешь уже совсем другую симфонию.

Может, именно поэтому профессия дирижера считается «возрастной», а возраст 40-50 лет – возрастом начинающих дирижеров.

«Дирижер нужен для того, чтобы заставить оркестр играть не ноты, а то, что за нотами. Нужно весь путь пройти от непонимания, от ошибочного желания полагать, что задача дирижера в том, чтобы показывать вступления, чтобы музыканты играли громко-тихо, играли вместе. Наступает момент, когда вдруг понимаешь, что все это не имеет никакого отношения к профессии». Юрий Темирканов, дирижер.

«Я раньше отбирал в оркестр высочайшего качества профессионалов, а сейчас хотел бы отбирать высочайшего качества людей. Когда музыкант играет, слышно, что у него за душой». Владимир Спиваков, дирижер

Малыш и музыка. Что необходимо ребенку?
Искусство эпохи Барокко. Чем тогда жили люди?

Наши контакты

Киев, ул. Кловский спуск, 8
  • Телефон: (044) 22-27-027
  • Телефон: (050) 177-43-52
  • Телефон: (096) 598-63-30
  • Телефон: (063) 876-56-06

Подписывайтесь

Наши страницы в социальных сетях:
facebook.com/Gloria.musyoutube.comtwitter.com/gloria_music

Вход на сайт

Карта сайта

Главная Блог Зачем нужен дирижер?