Как бы ни была универсальна система длительностей, придуманная музыкантами, она не дает четкого и безоговорочного понимания – сколько же секунд должна звучать та или иная нота. Более того – в разных произведениях одна и та же четвертная нота будет звучать разные промежутки времени. Получается, что измерять время исполнения звука длительностями нот – это то же, что измерять время шагами. «Через сколько времени приедет такси?» - «Через двадцать шагов». А вот шагать можно с разной скоростью – можно пробежать на месте, а можно медленно плестись вдоль дороги.
Как же определить, с какой скоростью нужно исполнять музыку? Как быстро должен стучать воображаемый маятник, отсчитывающий в Вашей голове музыкальный метр и смену сильных и слабых долей? И на этот вопрос музыканты нашли ответ: скорость движения в музыке называется темпом. Мы определяем темп словами: «быстрая», «медленная» музыка. А профессионалы пользуются итальянскими терминами. Вот самые распространенные из них:
Adagio - медленно
Andante - в темпе шага
Moderato - умеренно
Allegro - скоро
Presto - быстро
Prestissimo - в высшей степени быстро
Для более точного обозначения темпа существует цифровая шкала, где каждое название темпа соответствует определенному количеству ударов метронома в минуту. Например, Largo – 46, Andante – 66, Allegro - 132.
Как зависит музыка от темпа? Также, как Ваш пульс от состояния. Чем быстрее пульсируют доли в музыке – тем взволнованней она звучит. Чем медленнее сменяются сильные и слабые доли – тем спокойней характер музыки.
Проведем эксперимент. Думаю, Вы знакомы с знаменитой мелодией марша «alla turca» Моцарта. Вот как она звучит в темпе Allegro:
А вот ее же звучание в темпе Moderato:
И вот, наконец, она же в темпе Andante:
Правда, разница ощутима? В последнем случае уже не возникает желания быстро двигаться под такую мелодию. Да и сама музыка становится практически неузнаваема.
При этом длительности нот не изменились:
Ноты, изображенные графически, порой напоминают замысловатые узоры. Иногда такой «орнамент» даже используется в дизайне. Почему же возникает впечатление орнамента? Дело в том, что все элементы нотного рисунка повторяются, сочетаются друг с другом. А сочетание разных длительностей музыканты называют ритмическим рисунком.
Что же зависит от ритмического рисунка? Еще один эксперимент. И снова та же мелодия Моцарта. Попробуем изменить ее ритмический рисунок, и сыграем ее равными длительностями – например, восьмыми:
И снова мелодия потеряла свой характер, хотя ноты остались теми же. Теперь добавим в первоначальную мелодию пунктирный ритм:
Мелодия легко узнаваема, но характер ее из игривого, веселого, превратился в нервно-импульсивный.
Изменение ритмического рисунка мелодии – один из любимых приемов абсолютно разных композиторов. Так играли со звуками и Моцарт, и Бетховен, и Прокофьев, и современные композиторы.
Лариса Красно, преподаватель сольфеджио, истории и теории музыки, основ композиции и фортепиано музыкальной студии "Глория"