fbpx

Что такое ритм в музыке?

Музыка — это стенография чувств. Лев Николаевич Толстой

Ритм – понятие, которое можно встретить абсолютно в разных сферах жизни и деятельности человека. Ритм жизни, биоритмы мозга, ритм шага, ритм танца... Перечислять можно долго. Ритмы африканских барабанов завораживают. Ритмы, отбиваемые шаманами, доводили их до состояния транса. Множество современных электронных композиций построено на ритмических «петлях» - повторяющихся формулах. Не обходится без ритма и один из самых популярных видов искусств – музыка.

Как часто можно слышать от педагогов-музыкантов: «Он играет неритмично!» Или: «У него напрочь отсутствует чувство ритма!». Что же такое это «чувство ритма»? Им обладают только избранные, истинные гении? Нет. Ритмичность – естественное свойство каждого живого человека. Хотя бы потому, что у каждого из нас бьется сердце. А вот навык пользоваться своим природным чувством ритма – можно и нужно развивать.

Сердце – самый важный орган человеческого организма, и в тоже время – самый ритмичный. Все свои чувства, эмоции, мы связываем с сердцем: тревогу («чует мое сердце...»), счастье («сердце радуется»), страх («сердце замерло») и, наконец, любовь и даже ненависть («всем сердцем»).

В разных эмоциональных состояниях наше сердце бьется с разной скоростью и силой. «Выскакивает из груди», «бешено колотится» - всем нам хорошо знакомы эти состояния накануне экзамена или первого свидания. И страх, и радостное волнение заставляют сердце биться в учащенном ритме. Если внимательно послушать ритм сердца – можно заметить, что в нем чередуются длинные и короткие удары, и один из ударов – сильнее. Чередование сильных и слабых ударов называется пульсом – мы слышим его, например, приложив ухо к сердцу другого человека. В музыке пульс называют метром, а удары - долями.

Воображение человека даже в совершенно ровных ударах маятника акцентирует сильную долю. Прислушайтесь к тиканью механических часов – и вы услышите разные по силе звуки, хотя маятник прикасается к стенкам механизма с равной силой.

Но в музыке метр может чередовать как одну сильную долю с одной слабой (двудольный метр), так и с двумя (трехдольный), и с тремя более слабыми (четырехдольный). Бывает даже шести дольный метр. Такой метр любят, например, в Ирландии – ирландский и кельтский музыкальный фольклор часто строится на шести дольном метре.

Как же можно различить количество долей на слух? Очень просто! Внимательно вслушайтесь в свою любимую композицию. Сильная доля подобна ударному слогу в речи и выделяется с помощью акцента – более громкого звучания. В современных композициях с ударными инструментами сильная доля чаще всего отмечена ударом «бочки» - большого барабана. Но даже и без ударных инструментов (в классической музыке) – легко обнаружить акцентированные сильные доли, просто обратив на них свое внимание.

Лариса Красно, преподаватель сольфеджио, истории и теории музыки, основ композиции и фортепиано музыкальной студии "Глория"