Музыка — это стенография чувств. Лев Николаевич Толстой

Как часто можно слышать от педагогов-музыкантов: «Он играет неритмично!» Или: «У него напрочь отсутствует чувство ритма!». Что же такое это «чувство ритма»? Им обладают только избранные, истинные гении? Нет. Ритмичность – естественное свойство каждого живого человека. Хотя бы потому, что у каждого из нас бьется сердце. А вот навык пользоваться своим природным чувством ритма – можно и нужно развивать.
Сердце – самый важный орган человеческого организма, и в тоже время – самый ритмичный. Все свои чувства, эмоции, мы связываем с сердцем: тревогу («чует мое сердце...»), счастье («сердце радуется»), страх («сердце замерло») и, наконец, любовь и даже ненависть («всем сердцем»).
В разных эмоциональных состояниях наше сердце бьется с разной скоростью и силой. «Выскакивает из груди», «бешено колотится» - всем нам хорошо знакомы эти состояния накануне экзамена или первого свидания. И страх, и радостное волнение заставляют сердце биться в учащенном ритме. Если внимательно послушать ритм сердца – можно заметить, что в нем чередуются длинные и короткие удары, и один из ударов – сильнее. Чередование сильных и слабых ударов называется пульсом – мы слышим его, например, приложив ухо к сердцу другого человека. В музыке пульс называют метром, а удары - долями.
Воображение человека даже в совершенно ровных ударах маятника акцентирует сильную долю. Прислушайтесь к тиканью механических часов – и вы услышите разные по силе звуки, хотя маятник прикасается к стенкам механизма с равной силой.
Но в музыке метр может чередовать как одну сильную долю с одной слабой (двудольный метр), так и с двумя (трехдольный), и с тремя более слабыми (четырехдольный). Бывает даже шести дольный метр. Такой метр любят, например, в Ирландии – ирландский и кельтский музыкальный фольклор часто строится на шести дольном метре.
Как же можно различить количество долей на слух? Очень просто! Внимательно вслушайтесь в свою любимую композицию. Сильная доля подобна ударному слогу в речи и выделяется с помощью акцента – более громкого звучания. В современных композициях с ударными инструментами сильная доля чаще всего отмечена ударом «бочки» - большого барабана. Но даже и без ударных инструментов (в классической музыке) – легко обнаружить акцентированные сильные доли, просто обратив на них свое внимание.
Лариса Красно, преподаватель сольфеджио, истории и теории музыки, основ композиции и фортепиано музыкальной студии "Глория"