Как мажор, так и минор, можно сыграть от любого звука. На любой высоте. Говоря иными словами, тоникой – первой ступенью лада – может стать любая нота. Звучание лада на определенной высоте, или от определенной ноты, и называется тональностью. Например, мажор с тоникой «фа» образует тональность «Фа-мажор», а минор с тоникой «си» - «Си-минор».
Зачем нужны разные тональности, если можно играть все по белым клавишам – в До-мажоре или Ля-миноре? Оказывается, что тональность – одно из важных средств выразительности в музыке. Как краска для художника. Одна тональность звучит более светло, другая – более мрачно.
Некоторые тональности по праву заслужили свои «звания» в истории музыки. Например, тональность «Си-бемоль минор» часто использовалась композиторами в «темах смерти». А тональность До-мажор – одна из наиболее светлых и ясных по своему колориту.
История музыки знает двух уникальных музыкантов, которые «слышали» тональность в цвете. То есть, они четко знали, какой цвет радуги соответствует каждой из тональностей. Это были русские композиторы – Н. А. Римский-Корсаков и А.Н. Скрябин. Такое явление называют цветным слухом:
Тоника тональности |
Цвет по Скрябину |
Цвет по Римскому-Корсакову |
До |
Красный |
Белый |
Соль |
Оранжевый |
Коричневый |
Ре |
Желтый |
Желтый |
Ля |
Зеленый |
Розовый |
Ми |
Голубой |
Синий |
Си |
Белесовато-синий |
Темно-синий |
Итак, лад можно построить от любого звука. Но для того, чтобы сохранить тоновые и полутоновые соотношения между ступенями лада, некоторые звуки приходится повышать или понижать. Так возникают знаки в тональности – диезы или бемоли. Для того, чтобы не писать эти знаки каждый раз перед нужной нотой, их выписывают при ключе:
Такие знаки называют ключевыми. Тональности отличаются друг от друга ладом, тоникой и ключевыми знаками.
Попробуйте сыграть на фортепиано мажорный лад от звука «Соль». Следуя принципу «Два тона-полутон, три тона-полутон», Вы неизбежно попадете на черную клавишу – Фа#. Это и будет ключевой знак тональности Соль-мажор:
Так возникают ключевые знаки во всех тональностях.
А тональностей в музыке всего 24! «Ничего себе!» - скажете Вы. И будете правы. Запомнить знаки в каждой из двадцати четырех тональностей не так уж легко. В этом помогает знание квинтового круга тональностей (вверх по квинтам прибавляются диезы, вниз по квинтам – прибавляются бемоли):
Использование такого широкого круга разных тональностей стало возможно благодаря изобретению равномерно-темперированного строя – разделению всего диапазона клавишных инструментов на равные отрезки – полутона. Музыка теперь звучала хорошо в любой из тональностей, независимо от того, сколько черных клавиш использовал музыкант. А раньше музыкантам приходилось играть только на белых, с участием некоторых черных клавиш. Иначе музыка звучала фальшиво.
И.С.Бах, обрадовавшись тому, что можно с равным успехом играть как на белых, так и на черных клавишах, создал цикл произведений во всех тональностях. И назвал его соответственно: «Хорошо темперированный клавир». Что примерно означает – «хорошо разделенный музыкальный инструмент».
В цикл вошли 24 прелюдии и фуги. А спустя 22 года Бах создал еще один такой же цикл – и еще 24 прелюдии и фуги во всех мыслимых тональностях увидели свет. Эти произведения до сих пор активно живут в музыкальном мире, и являются хрестоматийными для любого профессионального музыканта.
А идеей их создания послужило именно разнообразие музыкальных красок – тональностей:
И.С.Бах Прелюдия До мажор (ХТК 1т.) исп. С.Рихтер