

минор мажор
Чтобы добиться более ясного тяготения в тонику, музыканты стали повышать седьмую ступень минора. Особенно тогда, когда речь шла о гармоничном звучании аккордов в миноре. Минорный лад с повышенной седьмой ступенью получил название «гармонического»:

Но, напевая мелодии в гармоническом миноре, музыканты постоянно спотыкались о полуторатоновый интервал между шестой и седьмой ступенью. Теоретики называют его «увеличенной секундой». Петь его было сложно, и не всегда удобно. Да и, кроме того, он придавал музыке такой необычный восточный колорит:
Чтобы избежать таких неудобных скачков, «сгладить» движение мелодии, музыканты решили повысить и шестую ступень минора. И назвали такой лад мелодическим:

Мелодический минор очень похож на мажор. Отличается он только третьей ступенью – именно она отвечает за «минорную» или «мажорную» окраску лада:
А «обычный», первоначальный минор, стали называть «натуральным».
Со временем примерно те же метаморфозы произошли и в мажоре. В гармоническом мажоре, чтобы добиться характерного «восточного» колорита с его увеличенной секундой, стали понижать шестую ступень:
При этом тяготение усиливалось между пятой и шестой ступенями. Правда, это ощутимо только в том случае, если мелодия движется сверху вниз:
А в мелодическом мажоре скачок «сглажен» благодаря понижению не только шестой, но и седьмой ступеней:
В свою очередь, мелодический мажор по звучанию практически совпадает с натуральным минором. Отличает его все та же «лакмусовая бумажка» лада – третья ступень, или верхняя медианта.
Аналогично натуральному минору, «обычный» мажор также называют «натуральным».
Часто в одном произведении можно встретить и натуральный, и гармонический, а порой – и мелодический виды лада.