Кварто-квинтовый круг тональностей – графическая схема тональностей, на которой отображены степени их родства.
Чем больше у двух тональностей общих звуков в звукоряде, тем ближе они находятся по степени родства. И тем ближе расположены на кварто-квинтовом круге.
Кварто-квинтовый круг отображает наиболее используемые тональности, и их энгармоническое равенство (тональность Фа-диез мажор энгармонически равна тональности Соль-бемоль мажор).
Круг называется кварто-квинтовым потому, что знаки в тональностях прибавляются вверх по квартам (бемоли), и по квинтам (диезы):
Тоника каждой последующей бемольной тональности возникает на кварту выше предыдущей: До-мажор (нет знаков), Фа-мажор (1 бемоль), Си-бемоль мажор (2 бемоля), и т.д.
Тоника каждой последующей диезной тональности возникает на квинту выше предыдущей: До-мажор (нет знаков), Соль-мажор (1 диез), Ре-мажор (два диеза), и т.д.
Зная закономерности появления знаков в тональностях, легко посчитать количество знаков в любой тональности. К примеру, тональность Фа-диез мажор. Начинаем считать по квинтам вверх от До (нет знаков): 1знак – «Соль», 2 знака – «Ре», 3 знака – «Ля», 4 знака – «Ми», 5 знаков – «Си» и 6 знаков – «Фа-диез». Таким образом, в тональности Фа-диез мажор при ключе – шесть диезов.
Аналогичные соотношения имеют и минорные тональности.