
Для того, чтобы определить знаки в тональностях, можно использовать такие правила:
«Последний диез – седьмая ступень мажорной тональности»
«Предпоследний бемоль – тоника мажорной тональности».
Использовать эти правила можно в двух целях – и для того, чтобы определить тональность по имеющимся ключевым знакам, и для того, чтобы определить знаки в нужной тональности.
Предположим, что у нас есть следующие знаки при ключе:
Три диеза. Если последний диез – «соль#» - седьмая ступень мажорной тональности, то ее тоникой будет звук «ля». Следовательно, тональность с тремя диезами – Ля-мажор, или ее параллельная – Фа#-минор. Если в конце произведения в басу или мелодии происходит остановка на звуке «ля» - это Ля-мажор, если же на «фа#» - Фа#-минор.
Следующий пример:
Если предпоследний бемоль – «ми-бемоль» - тоника мажорной тональности, то тональность может быть Ми-бемоль мажор, или параллельная – До-минор.
Для того, чтобы определить знаки в конкретной тональности, можно использовать те же правила. К примеру, для тональности Ля-бемоль мажор. Тоника тональности – «ля-бемоль» - предпоследний знак. Значит, нужно перечислить бемоли от первого, до «ля-бемоль», и прибавить еще один – последний – бемоль. Это будут бемоли: «си-ми-ЛЯ-ре». В Ля-бемоль мажоре – четыре знака при ключе:
Если тональность минорная, прежде чем определять знаки, нужно найти ее параллельную мажорную тональность: правило применимо именно к мажорным тональностям.
К примеру, дана тональность Си-минор. Нужно найти параллельную тональность (отсчитать малую терцию, или полтора тона вверх от минорной тоники). Параллельная Си-минору – тональность Ре-мажор.
Согласно правилу, седьмая ступень – до – последний диез тональности. В таком случае, список диезов в Ре-мажоре заканчивается на «до», а значит, включает в себя всего два первых диеза – «фа#» и «до#». Такие же знаки будут и в Си-миноре: