fbpx

Лады народной музыки

В эпоху Средневековья сложились свои лады, также основанные на чередовании целых и неполных тонов. А названия были заимствовованы у древних греков. Широкие интервалы между ступенями пентатоники заполнились промежуточными ступенями:

Так возникли диатонические семиступенные лады, или лады народной музыки. Эти же лады называют еще натуральными - в связи с натуральным музыкальным строем, в котором они возникли.
Основных ладов было шесть. Каждый из них можно сравнить с современным мажором или минором

Ионийский (совпадает с мажором)



Эолийский (совпадает с минором)


Лидийский (отличается от мажора IV повышенной ступенью)



Миксолидийский (отличается от мажора VII пониженной ступенью)



Фригийский (отличается от минора II пониженной ступенью)



Дорийский (отличается от минора VI повышенной ступенью)



Существовал также локрийский лад, который использовался редко, и отличался от минора двумя пониженными ступенями – II и V:



Каждый из ладов в Средневековой церкви звучал только от определенных звуков – например, ионийский – от «до», и «соль», лидийский – от «фа» и «до», и т.д. Причем ионийским назывался только тот лад, который звучал от звука «до». Если же он звучал от «соль» - состав звуков оставался тем же, но к названию лада добавлялась приставка «гипо». Такой лад назывался «гипоионийским». Каждый лад, кроме своего основного вида, имел также и второй, «гипо»-вариант, когда его звукоряд располагался на чистую кварту ниже обычного.

Церковные лады, на основе которых строились григорианские хоралы, - имели свои главные звуки – финалис и реперкуссу. Финалисом назывался тон, которым напев оканчивался – основной тон-устой. А реперкуссой – тот звук, который чаще других повторялся на протяжении всего напева. Таким образом, весь напев как бы вращался около этих двух основных звуков, то уходя от них, то возвращаясь.

«Каждый сверчок знай свой шесток»: не всем ладам было позволено звучать в стенах храма, а у некоторых были свои ярые противники. Они утверждали, что влияние того или иного лада вредно влияет на нравственность человека. Ритм григорианских хоралов был однообразен, а мелодия спокойно двигалась от одной ступеньки к другой. Кроме того, она исполнялась в унисон, и всегда мужскими голосами – не было ни гармонии, или хотя бы двухголосия, ни тембрового разнообразия. В таких условиях основным средством выразительности выступал именно лад – только от него зависела та или иная эмоциональная окраска музыки.

В наше время диатонические лады звучат от любых звуков, и встретить их можно в самой различной музыке. Широко применяли натуральные лады композиторы-романтики. Традицию продолжили современные музыканты. К примеру, в композиции The Beatles «Norwegian Wood» использован миксолидийский лад: