Со временем музыка из одноголосных мелодий стала превращаться в многоголосные хоровые сочинения. Музыкантам понадобилось выбрать из всего многообразия ладов те, которые лучше всего звучат в разнообразных сочетаниях. И те, в которых тяготения устойчивых ступеней в неустойчивые слышны отчетливей, чем в других.
Примерно к XVI веку музыканты выбрали два лада – ионийский, и эолийский. Добавили к семи ступеням этих ладов восьмую – повторение первой ступени. И назвали их мажором и минором.
Мажор (лат. major — больший, также старший) – лад, который строится по принципу «два тона-полутон-три тона-полутон»:
Мажорным, т.е. бОльшим, лад называют потому, что между первой и третьей его ступенями образуется интервал большой терции (2 тона). И звучит он более бодро, и ярко. Часто (но не всегда) в мажоре создается веселая, бодрая музыка.
Минор (лат. minor — меньший, малый) – лад, который строится по принципу «тон-полутон-два тона-полутон-два тона»:
Минор звучит более спокойно, порой - печально. А свое звание «меньшего» он получил оттого, что между первой и третьей его ступенями возникает интервал малой терции (1,5 тона).
Все звуки лада, расположенные по порядку, называются его гаммой.
Зная принцип строения лада, можно сыграть мажор или минор абсолютно от любого звука.
Большинство классической и современной музыки создано именно в этих двух ладах – мажоре и миноре.
К примеру, знаменитая «Шутка» (Скерцо) Баха написана в миноре:
А прекрасное, полное величавого спокойствия Adagio из «Патетической» сонаты Бетховена – в мажоре: