
И, как и в театре, роли ступенек в ладу делятся на главные и второстепенные (побочные). А подобно человеческим эмоциям, ступени делятся на устойчивые и неустойчивые. Устойчивые легко запомнить. Они располагаются через одну: первая, третья и пятая.

Остальные ступени – неустойчивые. Они создают напряжение в мелодии. Наше восприятие устроено так, что, когда мы поем или играем неустойчивые ступени, останавливаться на них не хочется – возникает стремление прийти к устойчивому звуку.

Есть даже такая история об Иоганне Себастьяне Бахе – он не мог уснуть, если ученик прекращал играть произведение на неустойчивой ступени. Баху для полного спокойствия необходимо было услышать тонику – самую устойчивую ступень лада.
Тоника – одна из тех ступеней, которые играют главные роли в музыке. Ее роль, пожалуй – самая главная. Но не будь остальных – ей было бы нечего делать. В музыке господствовал бы абсолютный покой, и вместе с ним – абсолютная скука.
Итак, главные ступени:
I – Тоника (T)
IV – Субдоминанта (S)
V – Доминанта (D)

Доминанта расположена на чистую квинту выше, а Субдоминанта – на чистую квинту ниже Тоники. Очень часто аккомпанемент в музыке строится на основе этих трех главных ступеней.
Побочные (второстепенные) ступени также имеют свои названия:
II – верхний вводный тон (расположен над Тоникой);
VII – нижний вводный:
III – верхняя медианта (находится между Тоникой и Доминантой)
VI – нижняя медианта или субмедианта (находится между Тоникой и Субдоминантой)
